3a97a2272a299ed0

Мотоцикл Ямаха TDM 850: технические характеристики, обзор, отзывы

Краткая история модели и производитель

Идея создания Yamaha TDM 850 принадлежит японской компании, сотрудники которой в начале 90-х годов задумали байк для бугристых, маленьких альпийских дорог. Они скомбинировали эндурик и стритбайк, скрестили ежа с ужом и получилась прекрасная модель для мотопутешествий. Благодаря такому симбиозу «тыгыдым» готов к регулярно меняющемуся дорожному покрытию без каких-либо дополнительных модификаций.

Yamaha TDM 850 полюбилась европейским байкерам и выпускалась до 2001 года. Затем вышел обновленный TDM 900.


Мотоцикл Yamaha TDM 850 пользуется популярностью по всему миру

Ключевые даты в истории

  • 1991 г. — начало производства и выпуска Yamaha TDM 850. 1-е поколение мотоцикла (Yamaha TDM 850-1). Модель имеет топливный бак на 18 л, выдает 77 л.с. мощности и 75,5 Нм крутящего момента.

Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Океания). Заводское обозначение: 3VD1, 3VD2, 4CF1, 4CM1, 4CN1.

  • 1992 г. — без существенных изменений. Модель доступна на рынке США.

Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Океания, Япония, США). Заводское обозначение: 3VD3, 3VD4, 4CF2, 4CM2, 4CN2, 4DT3, 4EP1

TDM850D, TDM850DC — США.

  • 1993 г. — без существенных изменений.

Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Океания, Япония, США). Заводское обозначение: 3VD5, 3VD6, 4CF3, 4CM3, 4CN3, 4EP2

TDM850E, TDM850EC — США.

  • 1994 г. — без существенных изменений. Модель больше не продается в США.

Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Океания, Япония). Заводское обозначение: 3VD7, 3VD8, 4CF4, 4CM4, 4CN4, 4EP3.

  • 1995 г. — модель доступна только в Европе.

Модель: Yamaha TDM850 (Европа). Заводское обозначение: 3VD9, 3VDA, 4CM5, 4CN5.

  • 1996 г. — второе поколение мотоцикла (Yamaha TDM 850-2). Модель получает обновленный внешний вид и двигатель, который, хоть и остался «рядником», но стал работать как полноценный V-образник (благодаря развернутым на 90 градусов шейкам коленвала). Мощность двигателя увеличивается на 3 л.с. — до 80 л.с., а крутящий момент — до 76,8 Нм. Кроме того, масляный бак переместился в картер, а передняя вилка стала толще (вместо 41 мм стала 43 мм). Топливный бак увеличивается с 18 до 20 л.

Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Япония). Заводское обозначение: 4TX1.

  • 1997 г. — без существенных изменений.

Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Япония). Заводское обозначение: 4TX2, 5AR1.

  • 1998-1999 г. — модели этих годов также подверглись серьезным изменениям. Внешний вид мотоцикла остался прежним, но по технической части сильно изменился. Механическая приборная панель была заменена на ЖК, датчик температуры был заменен датчиком уровня топлива, тросовый привод спидометра был заменен на электронный, была добавлена кнопка «аварийки». Кроме того, был убран масляный щуп, на смену которому пришло удобное смотровое окошко, было также усилено сцепление и сближены передаточные числа КПП. Важной доработкой стало также использование новых карбюраторов (BDSR38), которые стали более надежными и обеспечивали лучшее наполнение цилиндров смесью. Топливный насос, вместо вакуумного, стал электрическим. Появился датчик дроссельной заслонки, благодаря чему блок управления более точно подбирал углы зажигания, что позволило повысить мощность до 83-84 л.с., а крутящий момент до 80,4 Нм (вместо 75,5 Нм).

Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Япония). Заводское обозначение: 4TX3, 5AR2, 5GG1. — 1998

Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Япония, Океания). Заводское обозначение: 4TX4, 4TX5, 5GG2. — 1999

  • 2000 г. — без существенных изменений.

Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Япония). Заводское обозначение: 4TX6, 4TX7.

Модель: Yamaha TDM850 (Европа, Япония). Заводское обозначение: 4TX8, 4TX9.

Особенности байка

Вот основные особенности мотоцикла:

  • сложность конструкции;
  • удобство посадки;
  • ярко выраженная нетипичность.

Модель очень непросто ремонтировать самостоятельно, поскольку даже для того, чтобы поменять аккумулятор, придется снимать немалую долю пластика. Это и есть расплата за универсальность. Впрочем, это не является настолько крупным недостатком, чтобы ставить на мотоцикле крест.

Плюсы и минусы

К достоинствам Yamaha TDM 850 можно отнести:

  1. Доступность. Учитывая возраст байка, его можно купить за небольшие деньги. Но при осмотре следует обратить внимание на его состояние, ничто не вечно.
  2. Крепкий пластик. Чаще всего падения на небольшой скорости проходят без последствий для мотоцикла.
  3. Хорошая динамика. Пассажира на байке почти не чувствуется, разве что при медленной езде.
  4. Тормоза. Эффективны как при покатушках по городу со светофорами, так и на бездорожье.
  5. Маневренность. Развесовка весьма удачна, поэтому мотоцикл легко управляется, несмотря на вес и габариты.
  6. Низкий расход топлива. На скорости 130-140 км/ч тратится не более 6 литров бензина. При этом в бак помещается от 18 до 20 литров.


Европейским байкерам полюбилась Yamaha TDM 850

Есть у «тыгыдымского коня» и недостатки:

  1. Двигатель поедает масло, необходимо регулярно проверять его уровень.
  2. Сложности в обслуживании. К примеру, чтобы добраться до аккумулятора, надо снять бензобак и боковой пластик.
  3. Ускоренный износ тормозного диска и колодок. Это связано с конструкцией заднего тормозного суппорта, который иногда подклинивает.
  4. Трудности при поиске запчастей. Часто приходится заказывать из Японии и долго ждать доставки.

Основные характеристики

Марка Yamaha
Модель Yamaha TDM
Модификация Yamaha TDM 850
Модельный год 1996
Тип Мотоцикл
Класс Мотоцикл эндуро
Страна сборки Япония

Технические характеристики

Yamaha TDM 850 – тот байк, который вобрал в себя достоинства и дорожных мотоциклов, и эндуро. Его двигатель, ходовая часть, тормоза прекрасно подобраны и позволяют мотоциклу проявлять самые разные качества. Вот почему он нравится ценителям практичных машин на все случаи жизни.

Двигатель

Мотор здесь снабжен двумя цилиндрами. Этот рядный четырехтактный агрегат имеет объем в 849 см³. На пределе своих возможностей TDM 850 демонстрирует крутящий момент в 75 Нм и мощность в 80 л.с. Скорость байка на максимуме составляет около 220 км/ч. До сотни он способен разогнаться за 3,8 сек.

Трансмиссия

Коробка передач этого байка обладает только пятью ступенями, что не мешает ей быть достаточно удобной и продуктивной. Цепной привод мотоцикла позволяет ему сохранять мощность при передаче потенциала двигателя на заднее колесо. Поскольку эта модель – один из немногих успешных гибридов, вероятно, лучшей трансмиссии было не придумать.

Габариты и размеры

Длина 2180 мм
Ширина 800 мм
Высота 1250 мм
Высота по седлу 795 мм
Дорожный просвет 165 мм
Колесная база 1475 мм

Ходовая часть и тормоза

Ромбовидная рама мотоцикла выполнена из стали. Она прекрасно смотрится, хоть и несколько необычно. Стильный руль вместе с литыми дисками и массивной ветрозащитой придает модели очень характерный облик. Не зря байк получил популярность даже в США, где обычно не востребованы гибриды.

Сзади в роли подвески выступает маятниковый вариант с моноамортизатором. Спереди у TDM 850 телескопическая вилка в 43 мм. Тормозит мотоцикл при помощи заднего диска в 245 мм вместе с двухпоршневым суппортом и передней пары дисков в 298 мм с четырехпоршневыми суппортами.

Подвеска

Передняя подвеска Телескопическая вилка
Задняя подвеска Маятниковая с моноамортизатором

Колёса

Передняя шина: 120/70 ZR18Задняя шина: 150/70 ZR17

Шины и диски

Размер шин 120/70 ZR18 — 150/70 ZR17
  • Фото
  • Модификации
  • Одноклассники
  • Отзывы
  • Обои

Производство

Выпускалась эта модель с 1991 года по 2001. Эта машина стала одним из самых интересных байков, поскольку благодаря сложной конструкции отличилась значительной универсальностью. Это новаторство, возможно, еще не раз даст свои плоды в новых разработках мотоциклетной индустрии.

Тыгыдым, версия 3.0

Примерно раз в десять-двадцать лет в мире рождается новый класс мотоциклов. Но, поскольку уже больше столетия компоновка мотоцикла принципиально не меняется (колёс по-прежнему два, между ними – двигатель, а райдер сидит сверху этой конструкции и держится за руль), то все «новорожденные» представляют собой скрещённые фантазией конструкторов предыдущие типы мотоциклов.

Поговаривают, что команда создателей первого Yamaha TDM850 любила рассекать на мотоциклах по горным серпантинам Японии, где постоянно сталкивалась с различным дорожным покрытием… Видимо, потомков самураев настолько впечатлили их же собственные буераки, что они решили создать универсальный мотоцикл для езды по ровной (и не очень) поверхности. Оказалось, что для этого нужно не так уж и много: тяговитый двигатель, прямая посадка и ход подвесок, чуть больший, чем у типичного дорожного мотоцикла.

Мда… я думаю, повидай они дороги в нашей сельской глубинке, на свет родился бы совершенно другой мотоцикл – с гусеничным траком и шноркелями в базовой комплектации. Но, не об этом речь.

Именно тогда, в 1991 году, родился новый класс мотоциклов – паркетные эндуро. Прошу не путать с эндуро-туристами, ибо для них литые диски и ход подвесок менее 20 сантиметров – моветон!

Новинка была тепло воспринята не только в Европе, но даже в США, где не признают никаких полукровок. Впрочем, в Штатах спрос продержался недолго и через два —три года официальные продажи были прекращены. Нельзя сказать, что TDM стал бестселлером вроде 4-цилиндровых среднекубатурных японских неоклассиков, но свою немалую аудиторию он завоевал надёжно и надолго.

Ясно, почему. Байк позволял закладывать себя в повороты почти как спортбайк, но при этом на нём можно было скакать по бордюрам и носиться по ровной укатанной грунтовочке. Параллельный «твин», являющийся переработанным силовым агрегатом от 750-кубового Super Tenere, демонстрировал отличные по меркам времени силовые характеристики. И, чёрт-побери, это был новый класс мотоциклов! Этот последний фактор привёл в ряды поклонников TDMа массу оригиналов и прочих деятельных личностей.

В 1996 году появилось второе поколение Yamaha TDM 850. Помимо внешнего «фейслифтинга», конструкторы переработали нутро мотоцикла. Например, угол между шатунными шейками коленвала изменили с 90 до 270 градусов, придав тем самым двухцилиндровому «ряднику» характер работы V-твина. Это никак не повлияло на паспортные показатели мощности и крутящего момента, но зато улучшился контроль тяги на колесе при езде по скользким поверхностям. Простыми словами, пилоту стало проще контролировать снос заднего колеса во время ускорения. Кроме того, диаметр перьев вилки вырос с 41 до 43 мм, а настройки демпфирования стали более жёсткими.

Поменялась и компоновка агрегатов. Маслобак переехал из подседельного пространства в картер двигателя, что позволило разместить в освободившемся пространстве ютившийся прежде под бензобаком аккумулятор.

Модель, которая попала к нам на тест, была спроектирована в 1999 году и относится к третьему поколению «850-х» TDM-ов, что стало последним перед выходом в 2001- м году 900-кубовой инжекторной версии. В ней уже была решена проблема с бензонасосом (капризный вакуумный агрегат был заменён электрическим) и карбюратором (дозирующие иглы разбивали колодец распылителя и быстро изнашивались, что влекло за собой переобогащение смеси). Кроме того, в байке стало больше электроники. Механический привод спидометра был заменён магнитным датчиком, механический одометр – ЖК-дисплеем, а также добавился датчик положения дроссельных заслонок, в зависимости от показаний которого менялся угол опережения зажигания. Последнее нововведение позволило поднять максимальный крутящий момент с 75,5 до 80,4 Нм при 6000 об/мин.

Попавший к нам на тест TDM был предназначен для японского рынка (о чём говорит размеченный до 180 км/ч спидометр) и, соответственно, сильно «задушен». Но, предыдущий владелец не пожелал это терпеть и постарался выжать из мотоцикла максимум возможностей: установил тюнинговые карбюраторы, прямотоки и короткоходную ручку газа.

Для меня, кстати, так и осталось загадкой: зачем паркетному эндуро, не предназначенному для гонок, короткоходная ручка?…

Запустив и прогрев мотоцикл, я выкатился с территории харьковского отделения компании «МотоДом». Первые ощущения и мысли: «какая же у него тяжёлая морда!». Пару десятков метров по раскисшей объездной грунтовке… асфальт… поворот… газ… и корма мотоцикла начала уходить в строну. Виной тому – заднее колесо, основательно покрытое жирной грязью. Тут стоит сразу отдать должное мотору с его имитацией работы V-твина. Занос заднего колеса развивается не так быстро и более контролируем, нежели на обычных «рядниках».

Размещение руля, сиденья и подножек, как и обещано, формирует прямую расслабленную посадку. Само сиденье, благодаря глубокому профилю, создаёт ощущение восседания не «на», а «в» мотоцикле. Сюда же можно добавить удачную форму облицовок, которые предоставляют удобное место для коленей. Однозначный одобрям-с!.

Расположение всех кнопочек-рычажков-лапок-переключателей отвечает общепринятым канонам и не вызывает дискомфорта. Осмотрев всё перед стартом, я больше ни разу не искал глазами очередной переключатель и не махал впустую ступнёй в поисках, например, лапки КПП. Приборная панель TDM850 компактна и лаконична. Читабельность не идеальна, но чтобы «снять» минимум необходимой информации, достаточно беглого взгляда.

На протяжении первых километров по городу я быстро привыкаю к характеру мотоцикла. Из-за тяжёлой «морды» мотоцикл норовит «резать» траектории на низкой скорости и распрямлять – на высокой. Тем не менее, жаловаться на управляемость данного байка могут лишь зажравшиеся снобы, развращённые роскошью современной мотопромышленности. Например, такие как я. Так вот, Yamaha TDM 850 демонстрирует великолепную курсовую устойчивость в широчайшем диапазоне скоростей, но маневрирование на этом мотоцикле вызывало у меня скуку вперемешку с раздражением.

Двигатель – сильная сторона TDM 850. Его 80 ньютонометров крутящего момента, толстым слоем размазанных по шкале оборотов, хватает, чтобы «отстреливать» со светофоров получше современных 600-кубовых спортбайков. Это и не удивительно. Пока двигатель, например, Yamaha R6 едва-едва начинает «просыпаться», чтобы выйти на режим максимальной тяги, мотор TDM-а находится уже на пике своего крутящего момента и разгоняет мотоцикл.

Благодаря отличной тяге во всём диапазоне оборотов, отпадает необходимость часто пользоваться КПП. Этот байк позволяет включить третью передачу и проехать на ней весь город: от забитых улиц со скоростью потока машин в 20 км/ч, до широких проспектов, где спидометр редко показывает значения меньше «100».

Впрочем, можно расслабиться, повесить на мотоцикл кофры и поехать куда-нибудь прочь от городской суеты, поигрывая ручкой газа и наслаждаясь накатывающими волнами крутящего момента. Отмеченная выше эластичность мотора пригодится и здесь. Перед затяжным обгоном нет особой необходимости «уходить вниз» на одну-две передачи. В отличие от TDM 900, где высшая передача используется в большей степени для поддержания крейсерской скорости, TDM 850 позволяет пользоваться ею для разгона.

Что касается КПП, у меня о ней сложилось неоднозначное впечатление. Мотожурналисты различных изданий отмечают, что TDM-ы имеют жёсткую коробку с «кашеобразным» характером работы и затруднённый поиск «нейтрали». Да, КПП и правда туговата – для переключений необходимо прилагать некоторые усилия, да и ход лапки слегка размашист, но в остальном этот узел не вызвал у меня нареканий. И это несмотря на то, что к моменту теста мотоцикл отбегал 67 тысяч километров – вполне достойный пробег для мотоцикла.

С торможением у TDM 850 тоже всё OK, потому как спереди стоят 4-поршневые «почти моноблочные» суппорты Sumitomo с 298-мм «плавающими» тормозными дисками, которые устанавливались на Yamaha R1. Поскольку эти механизмы были созданы в расчёте на спортивные нагрузки, они великолепно чувствуют себя на «паркетнике», обеспечивая ему эффективное и хорошо контролируемое замедление. Передие тормоза настолько эффективны, что слишком резкое нажатие на ручку на приличной скорости может закончиться внезапным «стоппи»! Что касается внедорожных возможностей, то тут TDM 850 – полный профан. Его подвески с малыми ходами (150 перед и 133 мм зад), а также слишком тяжёлый передок позволяют разве-что езду по укатанным грунтовкам или ровненькому полю. Покорение грязевых направлений чревато «потерей» переднего колеса и падением.

Но при этом, преимущество «ТыГыДыма» над обычными дорожными мотоциклами в городе очевидно. Там, где проедет TDM 850, спортбайк потеряет нижний пластик, а неоклассик получит бордюром по выпускному коллектору.

Подытоживаю.

Я никогда не был любителем «кастрированных внедорожников» как в мото, так и в автотематике, но этому байку следует отдать должное, ведь TDM 850 является родоначальником современного, бурно развивающегося класса, за представителей которого покупатели сейчас охотно голосуют кошельком. 

По сей день TDM 850 остаётся удобным, быстрым, надёжным и универсальным мотоциклом. И, что немаловажно – относительно недорогим в покупке. Это один из немногих байков, которые «не для всех». Но, если вы подружились с «ТыгыДыМом», то желание расстаться с ним у вас возникнет ох, как не скоро!

Гибриды и модификации модели

Yamaha TDM 850 выпускалась на протяжении 10 лет, претерпела за это время рестайлинг и массу доработок по мелочи. В Yamaha tdm 850 1 поколения имеется рядная двойка, пятиклапанные головки цилиндров, двигающиеся одновременно поршни и попеременный рабочий ход. После 1995 года увеличен диаметр цилиндра и ход поршня, благодаря чему мотор стал мощнее. Крутящий момент также возрос, претерпела изменения трансмиссия.


Yamaha TDM 850 1992 года

В модели 2-го поколения изменился внешний вид, масляный бак переместили в картер, а переднюю вилку сделали толще. Топливный бак в ней вмещает не 18, а 20 литров. Сервисный мануал на Yamaha TDM 850 есть в Интернете.

Одноклассники

Поскольку это очень специфичный мотоцикл, то и конкурентов у него как таковых нет. Конечно, можно назвать немало мотоциклов, схожих с ним по тем или иным качествам, однако из-за универсальности и оригинальности TDM 850 вполне можно назвать уникумом.

Цена на мотоцикл

Средняя цена на Yamaha TDM 850 равна 230 тысячам рублей. Как и в случае с любым другим мотоциклом, ценник зависит от состояния. Идеальная Yamaha TDM 850 обойдется в пределах 350– 400 тысяч рублей. Байк средней убитости будет подешевле. Еще один важный момент: чем больше пробег, тем ниже стоимость.

К примеру, Yamaha TDM850 2000 года выпуска будет стоить порядка 180 – 200 тысяч рублей.

Источники

  • https://topkarting.ru/motocikl-yamaha-tdm-850.html
  • https://skutermen.ru/mototsikly/obzor-yamaha-tdm-850.html
  • https://avto-russia.ru/moto/yamaha/yamaha_tdm_850.html
  • https://chtocar.ru/moto/yamaha/yamaha-tdm-850.html
  • https://anarchymotors.ru/motocikl/yamaha-tdm-850.html
  • https://avtomarket.ru/testdrives/moto/Yamaha/TDM/_tygydym_versiya_3_0_/

[свернуть]
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: