Основные способы безопасного прохождения поворотов | АВТОСОЮЗ

Основные способы безопасного прохождения поворотов

У многих водителей бытует мнение, что гонщики проходят с большим заносом задней оси повороты, т.к выше их мастерство. Однако более скоростным способом является движение на предельно большой скорости без заноса – вкатывание. У этого способа есть свои трудности: малейшая ошибка в расчете предельной скорости и в момент входа машина теряет управляемость. В этом случае удержать машину сложно. Такой способ применяют мастера в шоссейно-кольцевых гонках. Потому что присутствует стабильность коэффициента сцепления.

Силовое скольжение

Силовое скольжение – это тоже один из способов прохождения поворота и отличие его в том, что фаза входа меняется. В наступление момента максимального сцепления колес с дорогой какой бы она ни была, руль поворачивается на угол, который при движении без скольжения (обычные условия) направил бы машину к вершине поворота. Нужно нажать на «газ», как только передние колеса начали скольжение до момента, когда переходит в скольжение и задняя ось машины. Таким образом, к внешнему краю поворота постепенно машину сносит, но она не останавливаясь, идет по криволинейной траектории. Угол бокового скольжения можно регулировать рулем и подачей топлива.

Чем больше угол бокового скольжения, тем сильнее скорость гасится. В этом и суть удобства этого способа: увеличиваем угол скольжения, для снижения скорости на криволинейной траектории. Но использовать такой способ можно тренируясь длительное время. Здесь гонщик должен четко ощущать грань срыва в скольжение передних и задних колес, и уметь управлять машиной, изменяя угол сноса. Но резкое изменение коэффициента сцепления способно привести машину к неуправляемому вращению, поэтому особенность использования такого приема заключается еще и в том, что лежит в диапазоне больших скоростей движения, когда можно с легкостью достигнуть предела сцепления колес с покрытием.

Управляемый занос


В управляемом заносе движение применимо для поворотов с крутым углом, а также участков, где коэффициент сцепления низок, это снег, грязь, гравий, грунт. Этот прием безопаснее вкатывания и предоставляет больше шансов стабилизации, благодаря, ему, можно использовать мощность двигателя, и удерживать машину в нужной траектории. При движении в фазе по кривой (независимо от способа прохождения) управлять можно и рулем и «газом» одновременно. В таком прохождении передние колеса постоянно, повернуты в сторону противоположную повороту, (отличие от силового скольжения), под углом к траектории движения идет машина, и сила, что движет на дуге поворота, делится на 2 составляющие, при управляемом заносе. I-радиальная, перпендикулярно, направлена, машине и способствует ее удержанию на кривой, II-тангенциальня, по касательной к траектории и осуществляет движение.

При этом легко перераспределять мощность мотора, чем угол заноса больше, тем большая часть мощности уходит на противодействие силе (центробежной) и меньшая уходит на движение вперед. И обратная связь: ускорение тем динамичнее и меньше сила, которая на кривой удерживает машину, чем меньше угол. Если гонщик уверенно владеет этим приемом, то он может менять крутизну траектории, когда находится в повороте, и в осязаемых пределах менять скорость. Но нельзя забывать об одном, злоупотреблять этим приемом нельзя, т.к. если дорога обеспечивает большую и хорошую силу сцепления, то просто неразумно даже малую часть мощности мотора вкладывать с центробежной силой в борьбу, т.к. уменьшается динамика разгона. Но возникают ситуации , когда есть смысл использовать управляемый занос даже с мотором малой мощности. Если покрытие дороги со стабильным, но небольшим коэффициентом сцепления ( дорога со слоем не укатанного снега, грунт, бетон,), то поворот можно проходить применяя вкатывание (здесь полностью исключено силовое скольжение т.к. низкий коэффициент сцепления).

Но следует помнить, что на прямой передаче при вкатывании обороты мотора падают, и мощность, которая им соответствует меньше на процентов 20-25 максимальной. И присутствует опасность причем постоянная, возникновения срыва шин в скольжение причем самопроизвольного. Вывод какой? В такой ситуации небольшой контролируемый занос при прохождении поворота принесет чистый выигрыш, благодаря пробуксовке, которая повысит обороты двигателя, а соответственно его мощность и машину легче удерживать в повороте и не потерять ее динамику. Но, тем не менее, управляемый занос требует тонкого и четкого чувства машины и высокого мастерства и, самое важное, большой практики.

Поделиться:
Нет комментариев